Что вы делаете в выходные? Смотрите телевизор и ходите по магазинам? Может быть, занимаетесь спортом? Не пожалейте нескольких субботних или воскресных часов на поездку в одну из подмосковных усадеб царящий там уникальный дух поможет вам отвлечься от столичной суеты.
Все кому не лень, тиражируют сейчас цитату из Гоголя: «архитектура — тоже летопись мира, она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе».
Да, XX век немногое сохранил из прежнего, а XXI продолжает «добивать» оставшееся, снося обветшалую старину, вставляя зубы небоскребов между деревянными теремами древних городов и застраивая воспетые классиками просторные русские поля коттеджами, дурно копирующими швейцарские шале. Наша зодческая летопись, конечно, не стерта, но архитектура — это не одно-два здания с табличкой «памятник», теряющейся за рекламными вывесками и коробками кондиционеров. О народе — погибшем или нет — хранят память старые усадьбы. Даже те, которые уже почти развалились и годятся вроде бы лишь на приют деревенским наркоманам, еще многое могут рассказать внимательному посетителю.
Родовое поместье
Вокруг Москвы осталось более полутора тысяч старых русских усадеб. Восстановленных среди них, конечно, единицы. Одна из ближайших к городу усадеб, полностью сохранивших прежний облик, — Середниково в Солнечногорском районе Подмосковья.
Усадьба была построена в конце XVIII века, кем — неизвестно. Это было время расцвета русского классицизма в архитектуре, и Середниково — замечательный образец этого стиля. На территории усадьбы кроме главного дома находится несколько флигелей и старинных хозяйственных построек, три моста, огромный парк, пруд. Все это богатство сменило немало хозяев. Первую половину XIX века Середниково владел род Столыпиных, к которому принадлежала бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова.
Она-то и привозила сюда на летние каникулы юного поэта. Лермонтов написал здесь несколько стихотворений, которые так и помечены им — «в Середникове».
Все то, что видел в усадьбе Лермонтов, кроме внутренней обстановки, сохранилось и по сей день. Когда распался СССР, Середниково взяли в аренду у государства потомки Лермонтова. Они бережно восстановили постройки и парк, постарались воспроизвести и интерьеры главного здания, хотя бы отчасти. Некоторое время глава рода, тезка поэта, даже жил в одном из флигелей Середниково, периодически гоняя от барского пруда местных жителей, привыкших в советские времена устраивать пикники на его берегах и отковыривать камни парадной лестницы для обустройства мангалов. Сейчас в Середниково все спокойно, но с улицы сюда не попасть. Только с экскурсией, на которую надо записываться заранее. В чем, впрочем, нет ничего сложного.
Одни развалины
Грандиозная и роскошная усадьба Трубецких, Бибиковых и Голицыных Гребнево запросто бы переплюнула лермонтовское Середниково… если бы сохранилась. А от дворца (а дом в Гребнево логичнее называть именно так) осталось немного. Но даже нынешние развалины поражают — и размерами, и строгой симметричной красотой зданий, которую человек с воображением без труда разглядит. Уважение вызывает и добротность всех строений: они ведь пережили уже два века разрушений и еще стоят!
«Умирать» Гребнево, о котором в годы его расцвета писали Державин и Херасков, начало давно, в середине XIX века. Усадьбу дворяне продали купцу, устроившему тут купоросный завод. Оригинальные интерьеры с росписями, лепниной и деревом были уничтожены практически сразу. Их, правда, попытался восстановить другой купец, родом из местных же крепостных, купивший Гребнево, чтобы его спасти. Потом усадьба успела побыть и санаторием для состоятельных москвичей, который создал врач Федор Гриневский, родственник писателя Александра Грина.
Санаторий был в Гребнево и в первые годы советской власти. Потом дворец и флигели отдали под техникум, а после этого — научно-производственному объединению. От обстановки, даже еще бывшей в дореволюционном «доме отдыха», не осталось совсем ничего. Это, впрочем, не помешало государству все-таки признать Гребнево памятником архитектуры. И в конце 80-х его начали приводить в порядок, в усадьбе стали проводить концерты и выставки, Гребнево заинтересовались киношники. Но все это остановил первый пожар, после которого о восстановлении было забыто. «Добили» здания еще несколько последующих пожаров.
Сейчас у Гребнево остался последний шанс — усадьбу предлагают отдать в аренду на полвека частникам, которые возьмутся за восстановление ансамбля. Но в любом случае нынешним Гребнево мы уже не увидим — дворец или перестроят, или он совсем развалится в ближайшие два-три года.
Про знаменитое Абрамцево мы рассказываем меньше, но, если вы тут до сих пор не были, это, конечно, надо исправить. Ведь Абрамцево через два года будет праздновать уже сто лет с момента превращения в музей. В 1917 году имение Саввы Мамонтова национализировали, но сразу же превратили в музей-заповедник, хранителем которого стала дочь мецената. Вся экспозиция посвящена знаменитым гостям усадьбы, участникам Абрамцевского художественного кружка. В него входили Васнецов, Врубель, Поленова, Коровин, Серов, Репин, Нестеров. Считается, что этот кружок оказал принципиальное влияние на формирование неорусского стиля в искусстве. Абрамцево, правда, тоже не избежало участи советского санатория, но все ценные экспонаты были сохранены и статус музея усадьбе быстро возвратили обратно еще при Сталине.